О бороде:
Во время рождественской мессы 1105 года епископ Годфри, как говорили, отказал в святом причастии всем мужчинам, которые пришли в церковь небритыми. К тому времени борода в Британии считалась богульственной и "нехристианской". В тот же год епископ Серло из Сэ, что в Нормандии, сравнил бородатых мужчин с "козлами и сарацинами". Его проповедь, прочитанная в присутствии английского короля Генриха I, бороды не брившего и тем самым вызвавшего недовольство Церкви, монах и хронист Ордерик Виталий также бранил бороду короля. В итоге Генрих I был вынужден побриться.
Комментарий епископа о бороде имел большое политическое значение: во время Крестовых походов против сарацин безбородость стала знаком набожности и христианского благочестия. Это смущало сарацин, рассматривавших волосы на мужском лице как признак мужественности, и оттого считавших крестоносцев женственными.
Однако одним из самых известных крестоносцев, отказавшихся брить бороду, был король Иерусалима Балдуин II, коронованный в 1118 годуи женившийся на дочери армянского князя Гавриила. Известный как Бородатый Балдуин, или Балдуин Борода, он добился от своего тестя, считавшего бороду непременным признаком мужественности, большого выкупа. История гласит, что Балдуин, знавший об отвращении Гавриила к бритому лицу, утверждал, что "заложил" свою бороду за астрономическую сумму в 30 000 золотых безантов, из которых финансировал свою армию. Князь Гавриил настолько ужаснулся мысли о безбородом зяте, что согласился на выплату такой непомерной суммы, лишь бы Балдуин оставил бороду нетронутой.
Перевод отрывка из книги 'Moustaches, Whiskers and Beard' Люсинды Хоксли.
Иллюстрации:
Генрих I. Рукопись начала XIII в. (Cotton MSS Claudius D ii, f. 45v.)
Балдуин II Иерусалимский. Гийом де Тир, "История Утремера", нач. XIII в.