#Введение_в_классическую_механику : Юрий Виноградов (EllektraCyclone & EllektraJazz) Не требовать магии от музыки В интернете, периодических изданиях и частных беседах очень легко столкнуться с мнением, что классическая музыка крайне полезна, быть может, не меньше, чем регулярное посещение спортзала и очередная революционная диета. Ее благотворное влияние, если суммировать, широко, глубоко и всесторонне. Упорный слушатель Моцарта сумеет сбалансировать работу своего желудочно-кишечного тракта, избавится от тревог и депрессий, повысит свой IQ и скорость реакции, обострит внимание, сделает своб кожу чище и нежнее, а овал лица - приятнее. Более того, люди с определенными склонностями сумеют благодаря классическому и романтическому наследию прошлого прочистить чакры и заставить энергетические потоки течь так, как им пристало. Отвлечемся от действительно возможного благотворного воздействия любых культурных удовольствий на ум и тело, от публикаций о том, как ре-минорная фантазия Моцарта позволяет излечить эпилепсию и тому подобного. Такие статьи и мнения часто облекаются в более-менее наукообразную форму. У этой тенденции, как мне кажется, есть и иная причина, кроме возможного воздействия музыки на нервную систему или на какие-нибудь вездесущие и неуловимые тонкие энергии. В секулярном обществе - или секуляризующемся (это постепенный процесс, который идет столетиями) обществе - искусство берет на себя некоторые функции религиозных практик. Оно, как и религия, воспитывает нравы и позволяет непосредственно (посредством органов восприятия) прикоснуться к идеям и идеалам вечного, доброго, прекрасного. Оно становится легитимным источником практик самоконтроля, одним из инструментов, облегчающих рефлексию, способом, каким себя явно и наглядно манифестируют определенные эстетические и этические идеалы, которые, в данном контексте, суть нечто вроде сублимированных форм одобряемого поведения. Практики исцеления с помощью святых или артефактов, эдакая магия в рамках современных популярных религий, часто является чем-то вроде архаических суеверий, выживших несмотря на борьбу, к примеру, христианства с волхвованием, чародейством и гадательными практиками. Это добавочный компонент, который "прокрался" в религиозную жизнь (вплоть до современной) из совсем древних времен, когда еще не было столь мощно организованных в идеологическом, социальном и теоретическом плане монотеистических религий. Насколько этот "синтез" может быть оправдан богословием - отдельный вопрос, оставим его богословам. Что-то подобное, на мой взгляд, произошло и с искусством, в частности с музыкой - слухи об ее исцеляющем и трансформирующем воздействие являются следствием своеобразного фетишизма, прокравшегося в восприятие искусства темными и кривыми дорожками истории духа; недостаточно, что вы просто послушали Седьмую симфонию Бетховена, вы прикоснулись к Истине Искусства, возможно даже испытали священный трепет - такой опыт, как кажется, должен иметь следствия для всех страт вашего бытия. Неслучайно концертные залы и музеи посещают часто с крайне неопределенным намерением "прикоснуться к прекрасному". По сути, речь идет о желании лицезреть те самые духовные артефакты, что скрепляют общество, превращают хаос в космос, отражают в сознании воспринимающего или творящего социальный порядок как умиротворение и гармонию через постоянное снятие противоречий и избегание социальных опасностей. Такое желание суеверно интерпретируется как магическая возможность преобразовать свою собственную жизнь через насыщенную столкновением с символами практику слушания и созерцания . Своеобразная алхимия - немного Моцарта, Баха, Рахманинова, затем посещение выставки прерафаэлитов или театра в вечер выходного дня: бац, вуаля, фокус покус, поздравляем - вы культурный человек, которому нечего себя стесняться, беспокоиться за свои трансцендентные смыслы и который вполне укоренен в бытии, не то что всякие противные неопределенные слои населения, не помнящие своих культурных отцов. Естественно, кроме магии исцеляющей, искусству присуща и магия социальная. Потребление столь тонкого продукта, как кажется, демонстрирует наличие свободного времени, знаний, вкуса господствующих классов; посему те, для кого важен престиж, - а стремление выглядеть хорошо и престижно в его многочисленных проявлениях присуще почти всем и не является признаком лицемерия, - стремятся в залы, на выставки и прочее за символическим капиталом, который потом может быть так или иначе конвертирован в капитал социальный, т.е. позволит претендовать на большие и лучшие ресурсы. Инстаграм привлекательного внешне пользователя, заполненный очаровательными селфи, едой и travel photo, очевидно выиграет от краткого фотоотчета о походе в Рахманиновский зал скорее, чем от посещения концерта Софии Ротару. Следует понимать, что предложенный образ до вульгарного примитивен. Общество и культура - крайне сложные и многослойные объекты, однако фетишизация искусства - неважно, идет ли речь об очевидных суевериях или о неявной манифестации характера распределения благ, как в случае с "социальной магией" - распространена и затрагивает как высокое искусство, так и популярные формы и весь континуум, что пролегает между ними. Будет ли какая-то мораль у этого поста? Думаю, нет. В конечном счете, как говорил Нильс Бор, подкова на удачу может работать, даже если в нее не верить. Я лично предпочитаю не "требовать от божества магии", от головной боли вполне помогает анальгин, да и от других неурядиц есть более очевидные средства, а музыке позволяю быть просто музыкой и слушать ее ради нее самой, ради забавы и интереса. Такой интерес может быть гораздо более роковым, решающим, важным, нежели порядок в здоровье, розовые щеки, конвертируемый культурный капитал и крепкие нервы. Что подводит к одному сложному вопросу: как возможно слушать музыку "просто так" и что такое "чисто музыкальный интерес"?